Основными моделями поведения личности в конфликте являются: конструктивная (она же активная, рациональная, нацеленная на успешное урегулирование спора); деструктивная (активная, но усиливающая ситуацию); конформистская (пассивная).
Если вам интересно узнать об основных моделях коммуникации в конфликтных ситуациях, то эта статья в блоге для вас. Читайте дальше, чтобы узнать больше о различных способах взаимодействия людей в спорных моментах с другими людьми.
Конструктивное поведение личности в конфликтной ситуации определяется как способ разрешения разногласия, при котором вовлеченные стороны стремятся понять точку зрения друг друга. Определить свои собственные потребности и интересы и разработать творческие решения, удовлетворяющие потребности обеих сторон.
Личностное взаимодействие в конструктивной модели предполагает:
Что «я найду время, чтобы выслушать другого человека. Понять его позицию, а затем попытаюсь найти решение, которое удовлетворит обе наши потребности».
В конструктивной модели поведения личности в конфликтных ситуациях целью будет разрешение споров таким образом, чтобы удовлетворить обе вовлеченные стороны.
Психологическое исследование конструктивных моделей действий людей в конфликтных ситуациях показало, что когда людям предлагают решить проблему, они с большей вероятностью придут к творческому решению, если их побудить подумать о точке зрения другого человека.
Другое исследование показало, что люди, обученные навыкам конструктивного разрешения разногласий, чаще выражают удовлетворение исходом ссоры. Чем те, кто не проходил такого обучения.
Деструктивная модель поведения личности в конфликте — это такая модель, при которой отдельные лица или группы стремятся нанести вред. Или уничтожить оппонентов.
Вместо того, чтобы решить имеющиеся проблемы. Такой тип взаимодействия можно наблюдать в личных отношениях, деловых сделках и международных отношениях.
Существует множество причин, по которым люди могут участвовать в деструктивном конфликтном поведении.
В некоторых случаях это, действительно, может быть единственным способом защиты себя или своих интересов.
В других случаях люди могут просто считать, что причинение вреда своим оппонентам — единственный способ достичь своих целей.
Какова бы ни была причина, деструктивное направление действий обычно приносит больше вреда, чем пользы.
Существует несколько различных способов разрешения конфликтной ситуации в деструктивной (агрессивной) модели коммуникации личности.
Хотя деструктивные поступки в спорных моментах может показаться легким выходом, оно редко приводит к положительному результату.
В большинстве случаев оно просто усугубляет ситуацию и вызывает еще большую враждебность между сторонами.
Если вы оказались в конфликтной ситуации, важно попытаться решить проблему конструктивным способом. А не прибегать к насилию или другим пагубным формам поведения.
Конформистская модель поведения в конфликтной ситуации — это модель, при которой человек подчиняется нормам и ожиданиям своей социальной группы. Чтобы избежать ссоры.
Этот тип личности часто воспринимается как застенчивый или робкий. И ему может быть трудно быть уверенным самому в себе, когда он не уверен в социальных нормах.
В ситуации личных разногласий конформистская личность может попытаться вообще избежать конфликта. Замолчав или уйдя от ситуации.
Если они будут вынуждены противостоять спору, они, скорее всего, уступят требованиям другого человека. Чем рискнут создать еще большее напряжение. Этот тип личности, как правило, не любит конфронтации. И предпочитает поддерживать мир в своей социальной группе.
Когда дело доходит до разрешения конфликтной ситуации, конформист, как правило, соглашается с мнением большинства.
Они могут не высказывать свое собственное мнение по этому вопросу. А вместо этого готовы подчиняться тем, кто считается более авторитетной фигурой в группе.
Это часто может привести их самих к ощущению бессилия или игнорированию. Поскольку их собственные потребности и желания не принимаются во внимание.
Помимо основных моделей коммуникации в конфликтных ситуациях выделяют также ещё и стратегии.
Их 5, они будут рассмотрены в этой статье.
На первый взгляд, между ними много общего. Но, разница между моделями и стратегиями в том, что Модель – это некий образец. Обладающий основополагающими чертами.
То есть, применительно к моделям конфликтного взаимодействия, модель – это общее направление.
Стратегия же – это более динамичное понятие, включающее в себя конкретные действия человека (или социальной группы людей).
Основными моделями поведения личности в конфликте являются: конструктивная; деструктивная; конформистская.
Некоторые люди склонны быть более агрессивными, в то время как другие могут быть более пассивными.
Однако есть также много людей, которые находятся где-то между этими двумя крайностями. Одна из моделей, которая часто встречается,— это избегание.
Люди, которые избегают конфликтов, могут делать это по разным причинам. Они могут бояться конфронтации. Или просто не хотят иметь дело со стрессом, который возникает при ссорах и спорах. Какова бы ни была причина, избегание часто может усугубить конфликт.
Еще одна распространенная модель взаимодействия в спорах и ссорах — агрессия. Люди, проявляющие агрессию, могут делать это потому, что чувствуют угрозу. Или хотят получить контроль над ситуацией. Такой тип поведения может быстро обострить конфликт и привести к насилию.
А как же люди, которые находятся где-то посередине между этими двумя крайностями? Такие люди могут попытаться деэскалировать конфликт, используя успокаивающие слова и язык тела. Они также могут попытаться найти общий язык с другим участником.
Независимо от того, какова ваша модель поведения в конфликте. Важно помнить, что открытое общение является ключевым фактором. Если вы научитесь эффективно общаться, вы сможете успешнее разрешать конфликты, независимо от ваших природных склонностей.