
Праздник без алкоголя, День Рождения без алкоголя — насколько это возможно в ситуации общепринятого выпивания по поводу и без? Давайте для начала окунёмся в рассуждения о том, почему вообще так получилось, что народу кажется (ключевое слово, кажется), что день рождения без этанолсодержащих напитков это что то не то. Для чего? Чтобы увидеть заблуждение, как говорят КПТ психологи, когнитивное искажение (а оно есть).
Помните это странное чувство, когда вас приглашают на торжество и уточняют – будет безалкогольно? Внутренний голос тут же недоуменно вопрошает: «А как же веселиться?».
Это классический пример того, что психологи называют «conditioning» (обусловливание) – мы годами связывали праздничную атмосферу с определённым ритуалом, создав нейронную цепочку «праздник = алкоголь = веселье».
Интересно, что в древнегреческой культуре существовало понятие «symposion» (симпосион, буквально «совместное питие»), однако изначально оно означало не пьянку, а интеллектуальную беседу, сопровождаемую умеренным винопитием. Современные же застолья частенько превращаются в ритуализированное опьянение, где главная цель – не общение, а изменение состояния сознания.
Я часто спрашиваю своих пациентов: «Вы помните, о чём говорили после третьего тоста?».
Большинство смущённо признаёт, что не помнит даже, что было после пятого….. И вот наступает утро, все разошлись, а в голове не осталось ни одного значимого разговора, ни одной по-настоящему ценной эмоции – только головная боль и смутное ощущение, что вроде было весело….
С научной точки зрения, наш мозг подвержен серьёзному заблуждению, когда дело касается оценки удовольствия без привычных химических стимуляторов.
Поясню. Данный феномен обусловлен функционированием системы прогнозирования гедонического опыта в префронтальной коре головного мозга. Исследования показывают, что люди систематически недооценивают потенциальное удовольствие от событий, не сопровождающихся приемом психоактивных веществ.
И, Этот паттерн особенно выражен у индивидов с выраженной алкогольной зависимостью либо сформированными алкоголь-ассоциированными сценариями социального взаимодействия.
Интересный факт, что древние греки использовали концепцию «akrasia» (акрасия, буквально «слабость воли»), обозначающую состояние, при котором человек действует вопреки своим лучшим суждениям. В современном контексте это проявляется как когнитивный диссонанс между рациональным пониманием вреда алкоголя и эмоциональной привязанностью к алкогольным ритуалам. Дополнительным фактором служит социальное давление, формирующее убеждение о невозможности полноценного празднования без употребления спиртных напитков.
А давайте подумаем вместе, что такое настоящий праздник?
Это же, ребята, совсем не про то, чтобы налить в себя этанол!
По своей исконной сути – это особое время, выбивающееся из повседневности, позволяющее нам переживать исключительные эмоции, которых не хватает в обычной жизни.
В моей практике я часто использую технику «reframing» (переформулирование, то бишь рефрейминг) – предлагаю клиентам взглянуть на праздник как на шанс получить те переживания, которых им действительно не хватает.
Кому-то важно почувствовать сопричастность группе, кому-то – выплеснуть накопившуюся энергию, кому-то – просто по-настоящему отдохнуть.
И вот что любопытно – алкоголь на самом деле часто мешает достичь этих истинных целей! Он создаёт лишь иллюзию расслабления и веселья, подменяя настоящие удовольствия суррогатными.
Подтверждая вышеозначенный тезис, приведу в пример как Один мой пациент, увлекающийся древнегреческой философией, напомнил мне о концепции «eudaimonia» (эвдемония) – состоянии подлинного счастья и процветания, достигаемого через добродетельную, осмысленную жизнь, а не через сиюминутные удовольствия. Именно к такому глубинному удовлетворению стоит стремиться при организации праздников – создавать события, наполненные смыслом. А, не сводить их к примитивному изменению сознания.
Ух, сколько возможностей открывается, когда мы отказываемся от шаблона «накрыть стол и пить»!
Работая с семьями, которые решили отказаться от алкогольных традиций, я вместе с ними разрабатываю целую палитру альтернативных сценариев. И знаете что?
Эти праздники оказываются в разы ярче и запоминающееся, чем обычные застолья. Выезд на природу с квестом, тематические вечеринки, творческие мастер-классы, спортивные соревнования — это лишь верхушка айсберга возможностей.
Один из моих клиентов, американец российского происхождения, познакомил меня с понятием «FOMO» (Fear Of Missing Out — страх упустить что-то важное), которое отлично описывает современного человека.
Так вот, правильно организованный безалкогольный праздник как раз создаёт это чувство — боязнь пропустить интересные активности, если ты отключишься от происходящего из-за опьянения. Недавно сопровождала психологически компанию, решившую провести день рождения в формате «olympiakos agon» (древнегреч. «олимпийское состязание») — с забавными эстафетами, весёлыми конкурсами и даже театрализованным награждением победителей самодельными лавровыми венками. Гости уходили под впечатлением, сохранив невероятные воспоминания и массу фотографий, где все выглядят человечно. А не со стеклянными глазами и нелепыми позами ( как это бывает на стандартных вечеринках).
Рассматривая трансформацию празднования с нейробиологической перспективы, необходимо отметить, что процесс отвыкания от алкоголь-ассоциированных торжеств требует значительной перестройки нейромедиаторных систем мозга.
Ведь, При регулярном употреблении спиртных напитков формируется устойчивая связь между социальными ситуациями и дофаминергической стимуляцией, опосредованной этанолом.Проще говоря, привычка — вторая натура.
В случае исключения алкоголя из праздничного контекста первоначально может наблюдаться субъективное снижение гедонистического компонента, что обусловлено феноменом «anhedonia» (ангедония, буквально «без удовольствия») – временным снижением способности испытывать удовольствие от привычных стимулов.
Однако, помните, что нейропластичность обеспечивает постепенную адаптацию к новым условиям, и мозг начинает вырабатывать дофамин и эндорфины в ответ на альтернативные стимулы – физическую активность, социальное взаимодействие, интеллектуальную стимуляцию. По данным нейровизуализационных исследований, этот процесс занимает от 2 до 4 месяцев, после чего субъективная оценка удовольствия от безалкогольных мероприятий значительно возрастает.
Хотите узнать, как правильно перейти к безалкогольным праздникам, не ощущая себя белой вороной? Я регулярно провожу с моими клиентами практическое занятие-разговор (в рамках работы с алкогольной зависимостью) по таким переходам.
Первое – надо мыслить постепенно.
Не нужен тотальный запрет, начните с одного безалкогольного праздника в году, сделав его особенно запоминающимся.
Второе – продумывайте структуру мероприятия. Здесь: Безалкогольные праздники требуют большей вовлеченности гостей и хорошего тайм-менеджмента.
Третье – помните о «placebo effect» (эффект плацебо) и предложите гостям красивые безалкогольные напитки. Даже простая клюквенная морсинка в хрустальном бокале с эстетичными льдинками создаёт ощущение праздника не хуже шампанского!
Четвёртый пункт – используйте иные способы создания атмосферы особенности момента. Древние греки использовали понятие «kairos» (кайрос) – особое качество времени, отличающееся от обыденного хронологического течения. Создавайте свой кайрос через особые ритуалы, необычное оформление пространства, специальные активности. Один мой клиент рассказывал, как на безалкогольном дне рождения они устроили церемонию высказывания благодарностей имениннику – каждый гость подготовил небольшое выступление о том, за что он ценит этого человека. Эмоциональный подъём от такого ритуала оказался настолько мощным, что многие гости признались – это был самый трогательный праздник в их жизни.
А ведь для этого не потребовалось ничего, кроме искренности и внимания друг к другу! Классно же, правда? Кстати, сама я вообще не пью алкоголь. Ни на праздники, никак и никогда ни при каких обстоятельствах. Чего и вам желаю! Будьте здоровы, живите богато.